Казачий Вестник

Краевед Анатолий Жуков поведал славные факты истории казачьего села на берегу Амура.

Краевед Анатолий Жуков поведал славные факты истории казачьего села на берегу Амура.

Автору этих строк посчастливилось побывать в старинном амурском селе Мариинском. Эта публикация об истории села – мой подарок его жителям к славной дате – 170-летию.

У озера Кизи

10 августа 1853 года по старому стилю на правом берегу Амура членом Амурской экспедиции капитана Г.И. Невельского мичманом Александром Ивановичем Петровым в присутствии пяти казаков и агента Российско-американской торговой компании Овчинникова чуть выше протоки, соединяющей озеро Кизи с Амуром, в заливе Курья, был заложен военный пост.

Первоначально пост назывался по имени ульчского стойбища Кизи, находившегося неподалеку. Название же Мариинское было дано капитаном Невельским в честь тогдашней императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Тогда же были заложены две избы. В одной была оборудована казарма для казаков и их первого командира мичмана Г.Д. Разградского, другая предназначалась для магазина-склада Российско-американской торговой компании и квартиры приказчика Овчинникова.

22 июня 1854 года в присутствии генерал-губернатора Н.Н. Муравьева и капитана Невельского епископ Иннокентий Иркутский освятил в честь Успения Пресвятой Богородицы первый на Амуре православный храм. Место, где он стоял, нам показывали местные жители, теперь здесь школьный двор. А дом-дача Н.Н. Муравьева сохранялся до конца прошлого века, как и парк, заложенный им собственноручно. Надо сказать, что Муравьев заставлял казаков заниматься садоводством и земледелием, сам часто обходил их пашни и огороды; трудолюбивых поощрял, а ленивым делал выговоры. Но в начале века хлебопашество, несмотря на, в общем-то, сносные условия, было заброшено, а вот картофель, капусту и другие овощи продолжали выращивать.

Статус города

В 1855 году в селении разместился Пятый Восточно-Сибирский батальон, на острове Сучу против села основана шестой сотней Амурского казачьего войска самая северная на Амуре станица. В связи с этим здесь образован штаб всех Приамурских войск, и Мариинское получило статус города. Началось активное строительство казарм, жилых домов для нижних чинов; имеющих семьи. В целях закрепления населения для вновь образованного города в 1857 году сюда были этапированы 62 ссыльнокаторжные женщины. К 1859 году здесь было уже около 450 жителей.

Тем не менее, через два года в связи с образованием в тридцати верстах города Софийска Мариинск теряет статус города и называется теперь селением Мариинско-Успенским с подчинением Софийскому округу. Линейный батальон был выведен в Николаевск. Семьи солдат со слезами оставляли здесь обустроенное жилье.

В 1889 году в селении был открыт миссионерский стан Камчатской епархии, при нем в 1892 году стала работать школа для коренного населения в собственном здании с интернатом для инородческих мальчиков. В 1894 году их было 24: 3 китайца, 1 нанаец и 20 нивхов. Обучение вел священник Афанасий, Котяков. Кроме этой школы имелось церковно-приходское училище, где учились более сорока русских мальчиков и девочек. Миссионерская школа была закрыта в 1905 году.

Планировали монастырь

В начале нынешнего века началось проектирование мужского монастыря за селом, в районе современного поселка Мариинское-Рейд. Место было выбрано военным губернатором Н.М. Чичаговым.

Монастырь предполагалось использовать в просветительско-миссионерских целях, чтобы из него по отдаленным районам разъезжались монахи в помощь миссионерам для приведения в христианскую веру аборигенов, приучения их к русской культуре и разговорному русскому языку, строительству жилья по русскому образцу, огородничеству, навыкам гигиены, и также предполагалось делать им прививки от оспы и оказывать медицинскую помощь.

Старший строительный инженер при канцелярии генерал-губернатора С.О. Бер (с его участием в Хабаровске возведено здание 3-й горбольницы) обязался официальной подпиской составить бесплатно не только план монастырских построек и смету, но даже заведовать и следить за ходом работ во время его строительства.

Начальник духовной миссии иеромонах Палладий в 1903 году получил в Благовещенской духовной консистории специальную книгу для сбора пожертвований на строительство, и уже было собрано около двух тысяч рублей – для того времени огромная сумма, но в связи с отмежеванием земли монастыря в пользование крестьян постройка была отложена, а начавшаяся вскоре война с Японией не дала продолжить начатое дело.

Во время Русско-японской войны в селе был развернут 53-й запасной полевой госпиталь для приема раненых. В конце войны ссыльнокаторжные с острова Сахалин, оставшиеся в живых, были переправлены самими же японцами в залив Де-Кастри, оттуда пешим порядком направлялись в Мариинское. Для истощавших, обессиленных в дорожных мытарствах каторжан военно-санитарным отрядом при госпитале был организован лечебный пункт.

Казачьи семьи

В 1908 году в селении жили переселенцы из Вятской, Пермской, Тамбовской губерний – 31 двор. Позднее сюда же приписались пять казачьих семей, две семьи из Забайкальской области, 19 семей сахалинских ссыльнокаторжных. Теперь стало 63 дома, из них восемь крытых железом.

Летом население увеличивалось за счет временно проживающих и торгующих здесь татар, китайцев, русских мастеровых артелей, рыболовецких бригад. Пришлого народу доходило до двухсот человек.

Летом указанного года жители села только для себя выловили летней и осенней кеты 16 500 пудов, а на продажу в верхние города – 49 400 пудов. Только кетовой икры для себя заготовили 240 пудов и 1 250 пудов – на продажу.

Купец села Мариинского Иван Кетов, чей дом до сих пор сохранился на главной улице поселка, в компании со своим отцом, отставным телеграфным чиновником из соседнего села Иркутского, засаливал ежегодно более двух тысяч бочек, это до 60 тысяч пудов кеты. Рыбу он скупал на нивхских рыбалках от Мариинского до Больше-Михайловского. Сам купец ловом рыбы не занимался. Кетов был известен и своей благотворительностью. Журнал «Благовещенские епархиальные ведомости» сообщал в 1903 году, что «…церковь селения Мариинско-Успенского, где служит священник А. Литвинцев, довольно опрятная, несмотря на то что самая старая на Амуре, стены оклеены обоями, потолок обтянут материей и окрашен краской голубого цвета. В церкви много ценных предметов. Почти все это дарено и сделано трудами местного купца Кетова, человека богатого и благочестивого».

Кетов занимался и поставками дров на проходящие пароходы, заготавливал строевой лес, выделывал древесину на собственном небольшом заводике. Кроме небольшого завода Кетова в селе работал частный кирпичный завод крестьянина Кузнецова.

Большое хозяйство

Население держало на своих подворьях около 400 лошадей, 156 коров. А уж сколько было свиней, коз, кур, гусей, уток!

У автора хранятся статистические данные по количеству в Мариинском лодок, баркасов, телег, саней, почтовых повозок, плугов, неводов, оружия.

Государственной обязанностью крестьян приамурских селений была так называемая почтовая гоньба. Мариинцы поочередно возили почту за определенную плату до сел Иркутское, Булавы, Шишаловское, Пульсы. Перевозили грузы на золотые прииски, помимо основного рыбного промысла занимались огородничеством, продажей на пароходы продуктов, предметов кустарного промысла, сдавали внаем дома под квартиры сезонным рабочим.

Товары, необходимые в быту, мариинцы приобретали на проходящих пароходах и барках, а также в местных лавках купца Кетова, татарина Куникеева, одной китайской и одной общественной. В этих лавках всегда был полный ассортимент ходовых товаров. Кстати, торговали и в кредит. Большие покупки делали в крупных торговых фирмах Николаевска, в отделениях фирм Кунста и Альберса, Пьянкова и других.

При разделении Софийской округи на волости Мариинско-Успенское стало административным центром Больше-Михайловской волости, здесь размещалась почтово-телеграфная контора, контора крестьянского начальника Холодцова (это должность вроде нынешней должности главы администрации), был полицейский пристав, фельдшер, работала аптека. А вот больница находилась в Больше-Михайловском.

Общество селения имело свой магазин, два винных погреба – один в Мариинском, другой в Софийске – для торговли спиртным, которого за год продавали до 2 200 ведер. Помимо этого было много контрабандного китайского спирта. В отчетах того времени так и говорилось «…и вообще пьянство среди мариинцев весьма развито».

Церковь в селе сгорела в 1908 году, поэтому богослужения проводил приезжающий из Богородского священник в одном из двух общественных домов, специально оборудованном под молитвенный. При двухклассном приходском училище, расположенном в специально выстроенном большом доме и оборудованном учебными пособиями, была хорошая библиотека, которой могли пользоваться все желающие селяне.

В начале 20-х в селе стоял большой гарнизон японцев. Утес за селом ощетинился жерлами артиллерийских орудий. До сих пор местные жители называют это место «Батарея». На рейде села постоянно дежурили два японских миноносца. 17 сентября 1922 года японцы навсегда ушли из села, предварительно взорвав все свои укрепления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *