Казачий Вестник

Уникальная педагогика казачества

Уникальная педагогика казачества

Как её применяют и какого результата достигли в средней школе №6 Хабаровска.

Константин Пронякин

Фото: МБОУ СОШ №6 Хабаровска

Впервые в Хабаровске для 5-6 классов выйдет учебное пособие курса внеурочной деятельности по истории и культуре казачества Дальнего Востока. Его разрабатывают в рамках краевого инновационного комплекса «Развитие социального взаимодействия в системе патриотического воспитания кадетского (казачьего) образования Хабаровского края» участники – школы №6 Хабаровска и №35 Комсомольска-на-Амуре.

О практике применения кадетского (казачьего) образования на примере одного учебного заведения рассказывает заместитель директора по воспитательной работе средней общеобразовательной школы №6 Хабаровска куратор кадетского казачьего образования школы Анна Сергеева (кстати, ее прадед и дед были казаки).

– Анна Александровна, почему школа №6 включилась в программу патриотического воспитания казачьих кадет?

– Мы исторически находимся на Казачьей горе, рядом с ней когда-то располагались казармы казаков 1-й Усть-Стрелочной казачьей сотни под командованием капитана Якова Васильевича Дьяченко, которые строили город.

В конце XIX века на первое в Приамурье оружейное предприятие – артиллерийские мастерские – сначала привлекали солдат-мастеровых, а потом и вольнонаемных, из разных концов страны. Рабочие приезжали с детьми. Многие были неграмотными. Вот для них-то в 1903 году и открыли учебное заведение. В этом году наша школа отметит свое 120-летие!

Здесь учились родовые казаки.

С целью сохранения исторического наследия в 2016 году в школе был открыт первый прокадетский класс казачьей направленности имени капитана Якова Васильевича Дьяченко.

К этому нас, можно сказать, подтолкнул один из потомков этих казаков Вячеслав Юрьевич Воробьев – казак-общественник.

На тот момент в школе у нас обучались его старшие дети. Он проводил много мероприятий, рассказывал о казаках, традициях, культуре.

Огромную помощь в открытии класса нам оказала школа №35 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова Комсомольска-на-Амуре и лично директор Наталья Ивановна Боцакова, здесь первыми в крае на практике внедряли казачий компонент как инновационную организационно-педагогическую форму социализации учащихся (сегодня у них уже 10 классов кадетской казачьей направленности!). А также станичное казачье общество «Георгиевское» из пос. Солнечный, которых мы считаем нашими наставниками в кадетском (казачьем) образовании.

– Ребята у вас ходят в казачьей форме?

– Да, в форме Уссурийского казачьего войска, с погонами. Есть чины и даже свой индивидуальный шеврон.

– А как проводятся уроки в казачьих классах?

– Казачий компонент реализуется только во внеурочной деятельности. Сейчас в него вовлечены ребята с 1 по 6 класс (в каждом потоке у нас по одному классу, с литерой «Б»).

Основной курс – это история и культура казачества, ведется он с 1 по 4 класс (это так называемые прокадетские классы), а с 5 класса и далее (кадетские классы) – история и культура казачества Дальнего Востока. Все занятия строятся из модулей, куда входит и православие.

Есть различные варианты внеурочной деятельности.

В начальной школе мы рассказываем, кто такие казаки, откуда они пошли, знакомим с казачьей культурой через сказки, прибаутки, загадки, пословицы. В средних классах добавляется региональный компонент.

С ребятами ведутся занятия по фланкировке шашкой – это комплекс упражнений, нарабатывающих культуру и навык обращения с холодным оружием (сначала занимаются на гимнастических палочках и деревянных шашках, потом сдают нормативы и получают патент на ношение металлической кадетской (казачьей) шашки.

Руководитель этих курсов Дмитрий Валерьевич Стуков – специалист в области теории и методики физической культуры и спорта, координатор проекта «Самбо в школу» в крае и директор школьного спортивного клуба «Спартанец». Он родовой казак.

Еще есть для кадетов бальные танцы, которые сочетают в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, этического и художественно-эстетического развития и образования.

С 1 по 6 класс у ребят проходит строевая подготовка.

Кроме того, казачий компонент реализуется практически на всех учебных занятиях в нашей школе. К примеру, на географии есть блок, где изучают роль казачества в освоении наших земель, на литературе – казачьи сказки и более серьезные произведения о казаках.

Знакомим мы детей и с православными традициями в культуре казачества, ведь православие для казака не просто вера, а фундамент всей его казачьей жизни.

Помощь в организации мероприятий в этом направлении нам оказывают Максим Анатольевич Алексеев – заместитель атамана окружного казачьего войска края по взаимодействию с РПЦ, диакон Дмитрий Марков – клирик Градо-Хабаровского собора Успения Божией Матери и диакон Свято-Елизаветинского храма Евгений Волков.

Подчеркну, мы не воспитываем казаков, мы знакомим ребят с казачьей историей и культурой. Мы пробуждаем желание у детей познавать свою культуру, обычаи и традиции, а вместе с этим и чувство любви к своей малой родине. Из педагогики казачества мы взяли только самое ценное: отношение младших к старшим, отношение мужчин к женщинам, принципы и обычаи воспитания в семье и т.д.

Педагогика казачества – уникальна. Я всегда говорила и буду говорить об этом. Она является, на мой взгляд, средством передачи идей и традиций прошлого в реалии современной жизни через ценности, смыслы и идеалы казачьей культуры. И это действенное средство.

Сейчас в современном мире, когда мы говорим о том, что мы потеряли базовые ценности и нам необходимо их возрождать, – педагогика казачества может помочь.

– В кадетских классах дисциплина лучше?

– Мы предполагали, что в таких классах будет меньше конфликтов. Но дети есть дети, проблемы общения остаются, поэтому в этом году в кадетских (казачьих) классах на уровне внеурочной деятельности мы ввели занятия «Школы юного медиатора» (раньше школа была инновационной площадкой в этом направлении), где ребят учат, как можно урегулировать конфликты. Ведь казаки тоже все решения принимают на круге – собрании, а конфликты рассматривают старейшины, это и есть своего рода медиаторы.

Да и форма, система чинов дисциплинирует.

А самую главную роль у кадет играют педагоги, работающие с классами, и, конечно, казак-наставник… Здесь мы сотрудничали с городским казачьим обществом «Николо-Александровское». Казаки помогали школе в проведении многих мероприятий различной направленности.

– А успеваемость?

– Кадетский класс обязывает хорошо учиться. К примеру, в 5-м классе из 26 детей – одна отличница, 19 ударников, а у двух ребят всего две тройки. Девять выпускников 4-го класса в прошлом году стали победителями городского конкурса «Пятерки любимому городу» и получили бесплатные путевки в Санкт-Петербург. Десять учеников за отличную учебу и успехи в освоении казачьих дисциплин были награждены бесплатными путевками во Всероссийский детский центр «Океан».

– Чем занимаются дети из казачьих классов летом?

– Шестой год в городском оздоровительном лагере, который организован на базе нашего образовательного учреждения, мы проводим смену под названием «Казачий переполох», в котором также приобщаем детей к казачьей культуре. Кроме этого у нас каждое лето работает профильный спортивный отряд «Казачий Спас».

 Чтобы познакомить детей с лошадьми как непременным атрибутом казачества, летом мы выезжаем на один день на ферму, в конноспортивный клуб в с. Чистополье Хабаровского района (13 км от города). Дети там могут посмотреть, покормить животных, поучаствовать в мастер-классах по стрельбе из лука, по метанию копья, узнать о других атрибутах коневодства и управления лошадью.

– С казаками из других регионов вы общаетесь?

– Мы дружим с казаками из ЕАО, из Средне-Амурского окружного казачьего общества. А недавно вышли на международный уровень общения с казачеством.

В рамках Всероссийского форума классных руководителей, где есть проект «Дружим классами», мы общаемся теперь с Белоруссией, с ребятами из казачьего класса города Могилева. В планах съездить к ним в гости.

– Первый казачий класс в этом году у вас будет?

– Да, мы открыли прием. Но никакого особого отбора не ведем. Мы рассказываем о преимуществе казачьего класса на собрании родителей будущих первоклассников. И взрослые самостоятельно принимают решение.