Казачий Вестник

Сила и покорность

Сила и покорность

О роли женщины в казачьем обществе

Международный женский день стали отмечать в мире в начале XX века, а точнее – с 1910 года. Общеизвестно, что автор этого праздника, который проводился в знак солидарности женщин в борьбе за женские права, – немецкая политическая деятельница Клара Цеткин. В Россию он пришел с революцией 1917 года. Но вот в казачьих традициях, в казачьих семьях женщина имела особое место, весьма уважаемое, и в особых правах не нуждалась.

Воевали наравне с мужчинами

Девушки-казачки на Амуре воевали наравне с мужчинами.

Так, в 1900 году наши восточные границы стали тревожить с китайской стороны банды разбойников-хунхузов. Они решили воспользоваться тем, что большинство казаков было на фронте, на русско-китайской войне (1900 – 1901).

Это было так называемое Ихэтуаньское (Боксёрское) восстание, когда бандиты-ихэтуани сожгли храм и школу русской православной миссии на севере Китая, атаковали строящуюся КВЖД, начали осаду Посольского квартала в Пекине. В Приамурском военном округе Российской империи была объявлена мобилизация – 12000 солдат. Позже к ним присоединилось Уссурийское казачье войско под командованием генерал-губернатора Николая Чичагова. А в 1901 году он также взял под свое командование отряды российских железнодорожников и охранников КВЖД.

В наших станицах на Амуре в отсутствие мужчин-казаков собрались молодые девушки-казачки и заявили: «Конем мы владеем, шашкой и винтовкой тоже. Защитим границу!».

Это были не пустые слова – вскоре женским отрядом была разгромлена крупная банда, нарушившая русские рубежи. Император подписал указ о награждении отличившихся в бою казачек серебряными медалями «За храбрость».

Известны имена двенадцати девушек: Анна Адриановна Костромина, Параксева Александровна Попова, Любовь Ивановна Щеголева, Анна Федоровна Попова, Анна Федоровна Гантимурова, Анна Михайловна Топтыгина, Дарья Симоновна Пышкова, Дарья Матвеевна Перебоева, Александра Михайловна Топтыгина, Надежда Федоровна Лозина, Татьяна Михайловна Лозина, Параксева Ермиловна Коневина.

Все они из Верхне-Благовещенской станицы на Амуре, Амурского казачьего войска.

Жизнь в приграничных районах при частом отсутствии мужа не была сладкой, поэтому и сформировался у наших казачек неукротимый, стойкий, деловитый и мужественный характер.

Не секрет, что многие казачки легко справлялись с шашкой.

А из истории известно, что при осаде Азова в 1642 году 800 (!) казачек воевали наравне с мужчинами.

Продолжательница рода

Женщина в казачьем обществе не только когда нужно могла взять в руки шашку и оседлать коня, она играла большую роль в сохранении семейных ценностей. На нее была возложена обязанность воспитания детей.

Пока мужчины были в военных походах, дети с малых лет оставались с матерью, впитывая от нее любовь к родной земле.

У казаков женщина была продолжательницей рода, за ней было будущее всего народа. Казачка была уважаемой перед всей станицей, в ее защиту выступали не только муж, брат или отец, но и все мужчины со всего хутора.

У казаков женщина не вмешивалась в дела мужчин, также и наоборот. Несмотря на отведенное казачке важное место в жизни, она понимала, что мужчине все-таки принадлежала главенствующая роль.

В качестве эталона взаимоотношений мужа и жены казаков было Священное Писание, произносимые при венчании слова: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа».

При разговоре с женщиной у казаков было принято вставать, а если она была пожилой, требовалось снимать головной убор в знак уважения к ней.

Если сравнивать положение казачки с положением крестьянок, то нельзя не отметить гораздо большую свободу и независимость. Конечно, авторитет отца, мужа и казачьего круга был высок, но последнее слово было за женщиной. При частом отсутствии мужа и родственников мужского пола фактическая власть в семье переходила к казачке.

Правда, стоит отметить, что официально казачки не играли значительной общественной роли в казачьей станице: на сходе право голоса было только у мужчин. От лица женщины при необходимости выступал мужской представитель семьи, а сиротам и вдовам покровительствовал сам атаман. Присутствие женщин на казачьем круге также было возможным.

Верная жена, заботливая мать

В казачьем обществе женщинам всегда отдавалась своя особая роль – роль матери, жены и сестры. Казачка во все времена олицетворяла собой преданность семейному очагу. Женщина-казачка является верной женой, заботливой матерью, хорошей хозяйкой и образцом женственности.

Наряду с Богом в качестве духовного идеала и помощницей – Богородицей казачка придавала особое значение своей семье и подворью. Она чувствовала ответственность перед Богом за семью, правильное воспитание детей, отношение к родителям и хорошее содержание подворья.

Казакам нравились самостоятельные, уверенные в себе, гордые женщины. Именно на такую можно было оставить домашнее хозяйство, отправляясь на очередную войну, и не волноваться за стариков-родителей или малышей.

Кстати

Из художественной литературы мы знаем женские характеры казачек, которые с большим мастерством раскрыл Михаил Шолохов в романе «Тихий Дон». Большое место он уделяет в повествовании женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек – Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты.

К примеру, возьмем ту же Аксинью, – ведь она не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. В конце романа автор выводит ее образ как цельный и мудрый – именно тот образ, который и характеризует настоящую женщину-казачку, прошедшую испытания.

Фото: Архив «ПКВ»

врезка

В качестве эталона взаимоотношений мужа и жены казаков было Священное Писание, произносимые при венчании слова: «Да убоится жена мужа», «Не муж для жены, а жена для мужа»