Казачий Вестник

Казачество в авангарде

Казачество в авангарде

Что говорили и обсуждали на Международных Рождественских образовательных чтениях?

Константин Пронякин

Одним из значимых направлений XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, которые прошли в Москве, стало взаимодействие Русской Православной Церкви с казачеством. А главная тема встречи была посвящена глобальным вызовам современности и духовного выбора человека.

Рождественским чтениям предшествовала литургия в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. Провел ее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Позже прошли и парламентские встречи, организованные в Государственной Думе. Именно там говорили об отсутствии у нас идеологии (по Конституции она запрещена), точнее, национальной идеи.

«Без национальной, общенациональной идеи не может существовать многонациональная и много-, как сейчас говорят, конфессиональная и так далее, другими словами, плюралистическая большая община, большое государство. Нужна объединяющая идея. И если мы заменим слово «идеология» на слова «национальная идея», то у нас все будет в порядке, – пояснил Святейший Патриарх Кирилл. – И думаю, что гораздо проще будет сделать это, чем жить без всякой идеологии. Кроме того, так будет более безопасно. Мы обретем духовный, интеллектуальный фундамент для нашей совместной деятельности. Поэтому предложил бы согласиться с тем, что не может быть единой идеологии, но предложил бы также стремиться к нахождению того, что может стать нашей национальной идеей».

Мы – казаки

На пленарном заседании «Церковь и казачество: соработничество на благо Отечества», председателем которого был глава Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, участники встречи обсудили ряд важных вопросов.

Говорили, в том числе, о системе нравственных ценностей казачества, где первое место отводится православной вере.

Известно, что православие пронизывает все стороны жизни казачьего войска, станичной общины, семьи и является хранителем самых высоких принципов, определяет жизненный путь казака, его крещения, венчания, благословения на службу Отечества. Именно православие формирует мировоззрение казака.

Участник Рождественских чтений атаман Окружного казачьего общества Хабаровского края Роман Мирошин считает, что нравственный девиз казачества, прошедший проверку историей, это «казак без веры – не казак». А одна из главных заповедей казака – «держаться веры предков и поступать по обычаям своего народа».

– В основе образа жизни казака традиционно лежит в первую очередь православная вера и любовь к Отечеству. Эти чувства составляют духовный стержень казачества. Потому и говорят казаки о себе: «Мать казака – православная вера, а шашка – сестра». Именно поэтому казаки были и есть опора государства, национальной жизни, – сказал атаман.

Помните молитвы, которые помогают вернуться с войны живым, из романа «Тихий Дон» Михаила Шолохова (см. гл. 6, кн. 1, ч. 3)? Текст тех молитв передал казакам, направляющимся на Первую мировую войну, ветеран турецкой кампании. Увезли казаки под нательными рубахами списанные молитвы. Крепили их к гайтанам, к материнским благословениям, к узелкам со щепотью родимой земли. Давайте и мы их прочитаем.

Молитва от ружья: «Господи, благослови. Лежит камень бел на горе, что конь. В камень нейдет вода, так бы и в меня, раба божия, и в товарищей моих, и в коня моего не шла стрела и пулька. Как молот отпрядывает от ковадла, так и от меня пулька отпрядывала бы; как жернова вертятся, так не приходила бы ко мне стрела, вертелась бы. Солнце и месяц светлы бывают, так и я, раб божий, ими укреплен. За горой замок, замкнут тот замок, ключи в море брошу под бел-горюч камень Алтор, не видный ни колдуну, ни колдунице, ни чернецу, ни чернице. Из океан-моря вода не бежит, и желтый песок не пересчитать, так и меня, раба божья, ничем не взять. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитва от боя: «Есть море-океан, на том море-океане есть белый камень Алтор, на том камне Алторе есть муж каменный тридевять колен. Раба божьего и товарищей моих каменной одеждой одень от востока до запада, от земли и до небес; от вострой сабли и меча, от копья булатна и рогатины, от дротика каленого и некаленого, от ножа, топора и пушечного боя; от свинцовых пулек и от метких оружий; от всех стрел, перенных пером орловым, и лебединым, и гусиным, и журавлиным, и дергуновым, и вороновым; от турецких боев, от крымских и австрийских, нагонского супостата, татарского и литовского, немецкого, и шилинского, и калмыцкого. Святые отцы и небесные силы, соблюдите меня, раба божьего. Аминь».

Молитва при набеге: «Пречистая владычица Святая Богородица и Господь наш Иисус Христос. Благослови, Господи, набеги идучи раба божьего и товарищей моих, кои со мною есть, облаком обволоки, небесным, святым, каменным твоим градом огради. Святой Дмитрий Солунский, ущити меня, раба божьего, и товарищей моих на все четыре стороны: лихим людям ни стрелять, ни рогаткою колоть и ни бердышем сечи, ни колоти, ни обухом прибити, ни топором рубити, ни саблями сечи, ни колоти, ни ножом не колоти и не резати, ни старому и ни малому, и ни смуглому и ни черному; ни еретику, ни колдуну и ни всякому чародею. Все теперь предо мною, рабом божьим, посироченным и судимым. На море на океане на острове Буяне стоит столб железный. На том столбе муж железный, подпершися посохом железным, и заколевает он железу, булату и синему олову, свинцу и всякому стрельцу: «Пойди ты, железо, во свою матерь-землю от раба божья и товарищей моих и коня моего мимо. Стрела древоколкова в лес, а перо во свою матерь-птицу, а клей в рыбу». Защити меня, раба божья, золотым щитом от сечи и от пули, от пушечного боя, ядра, и рогатины, и ножа. Будет тело мое крепче панцыря. Аминь».

В казачьих семьях иногда десятилетиями хранятся священные тексты, оберегавшие отцов и дедов от всех бед и напастей и не утратившие своей силы в наши дни…

– Участники отмечали, что воспитание патриотов своей страны должно осуществляться с ранних лет, а для этого должны создаваться специальные условия, – отметил участник нашей делегации, руководитель отдела Хабаровской епархии по взаимодействию с казачеством иеромонах Макарий (Муминов). – У нас в крае предпринимаются все усилия по созданию не только казачьих классов в школах, но и групп в детских садах. Также мы наметили проведение курса по духовному окормлению детских домов, ведь там ребята особенно нуждаются в поддержке.

На пленарном заседании говорили и о том, что современные казаки – наследники и продолжатели славных казачьих традиций. А это значит, что у них должно быть ясное чувство принадлежности к церкви, потому что без нее нет православия. Если казак принадлежит церкви, то это значит, что он православный в полном смысле слова.

«Быть православным – значит не только стоять в форме вне храма и охранять его. Быть казаком – значит сердцем быть в храме, значит принимать все, что происходит в Церкви, с открытым сердцем», – подтверждал ранее Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Главное – вера

На Рождественских чтениях обсудили и роль православия в становлении российского казачества.

Одним из основных факторов его становления как социальной силы и служивого сословия была и есть христианская вера. По сути можно говорить, что православная вера, казачья вольница и государево служение были (да и во многом остаются) основой самоидентификации российского казачества!

Так, в Типовом уставе войскового казачьего общества, одобренном Советом при Президенте РФ по делам казачества 11 февраля 2010 года, впервые учтена роль православия в жизни казачьих обществ, что свидетельствует как о новом уровне соработничества российского казачества и Русской Православной Церкви, так и о признании российским государством глубокой взаимосвязи казачества и религиозной традиции.

– Сегодня в планах у казаков принимать активное участие в восстановлении культовых сооружений и благоустройстве церковных подворий, в обеспечении безопасности, охране общественного порядка во время проведения массовых православных мероприятий, организации совместных памятных акций. А священнослужители начнут участвовать в воспитании казачьей молодежи, – отметил участник хабаровской делегации, помощник окружного атамана, ответственный за взаимодействие с РПЦ, Максим Алексеев.

Возрождение духовно-нравственных традиций казачества в современных условиях может и должно способствовать выявлению лучших внутренних качеств казачества и, не разрушая при этом культурной преемственности и устоев казачьего быта, нести в современную жизнь образцы духовности, веками культивировавшиеся и в казачестве.

Обсудили на пленарном заседании и термин «патриотизм» – как некую разновидность любви к своей Родине, которая предполагает безвозмездное служение без расчета на вознаграждение.

Говорили, что в сознании человека представление о патриотизме может быть выражено как рациональность, разумное осмысление и, несомненно, как духовно-нравственная ценность. А в казачестве наиболее значимой духовно-нравственной традицией является воспитание защитников Отечества.

Воплощением истинного казака всегда считались чувство патриотизма, понятие долга и чести, высокий моральный дух.

Патриотические традиции казачества были и остаются основополагающей нормой. Благодаря этим традициям рожденный казаком становился полноправным сыном своего народа.

С рождения впитав казачью идеологию, человек свято верит в свое предназначение на земле, которое в конечном итоге сводится к социально-государственной функции казачества во всей истории российской государственности.

А еще современное казачество становится одним из основных факторов стабилизации при межэтнических, межконфессиональных и социальных конфликтах, их позитивного разрешения и прекращения.

Привлечение казачества к несению государственной и иной службы закреплено Федеральным законом «О государственной службе российского казачества». Этот, а также иные нормативные акты, регламентирующие порядок привлечения казаков к этой службе, федеральные и региональные программы государственной поддержки казачьих обществ, казачьих кадетских учебных заведений, казачьей культуры должны стать для казачества инструментом для достижения государственной цели.

Возрождение прежней роли

Представители хабаровской делегации приняли участие и в других конференциях. Среди главных тем встреч были сохранение, развитие и продвижение традиционных культурно-исторических традиций и духовно-нравственных ценностей российского казачества, расширение деятельности по содействию с соотечественниками-казаками, проживающими за рубежом, воспитание подрастающего поколения.

– Казачество обозначено важной структурой в развитии государства, о чем недавно заявил Президент России Владимир Путин. Церковь в этом вопросе не остается в стороне и является одним из главных звеньев данного механизма, – продолжает атаман Роман Мирошин. – Казачество сейчас в авангарде, его задача – формирование православных ценностей и патриотизма у нашего народа.

Не случайно глава государства высоко оценил исполнение воинского долга казаками в ходе СВО и назвал их особой кастой. «Казаки – это особая каста. В истории России они занимают особое место. <…> Их главная задача была – охрана рубежей. <…> По мере развития страны рубежи уходили дальше, а их служба Родине продолжалась в разном качестве», – сказал Президент. Владимир Путин отметил, что казаки и сегодня выполняют свой долг. Это свидетельствует о том, что «никакие традиции в стране никуда не исчезают».

Запоминающимися были выступления зарубежных казаков, которые, несмотря на русофобию и связанные с этим различные трудности, сохраняют свои традиции, проводят мероприятия православной направленности и тем самым напоминают о себе.

– Сегодня российское казачество взяло на себя непростую миссию возрождения прежней роли казаков в укреплении государства и служении Отчизне. И мы можем с уверенностью говорить о том, что эта миссия с честью выполняется, – подытожил разговор отец Макарий.

Кстати

Международные Рождественские образовательные чтения – это церковно-общественный форум в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения, который проводится в Москве под почетным председательством Патриарха Московского и всея Руси и собирает более 5 тыс. участников.

Между тем

Участниками Рождественских чтений стала и делегация из Хабаровска, возглавил которую митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий.

В состав нашей делегации вошли казаки Окружного казачьего общества края, представители Хабаровской епархии, педагоги: заместитель председателя правительства края по инфраструктуре окружной атаман Роман Мирошин, руководитель отдела епархии по взаимодействию с казачеством иеромонах Макарий (Муминов), помощник окружного атамана, ответственный за взаимодействие с РПЦ, Максим Алексеев. Кроме того, регион представляли министр образования края Виктория Хлебникова, проректор по научно-исследовательской работе краевого института развития образования Елена Осеева, старший методист, педагог воскресной школы Спасо-Преображенского кафедрального собора Дарья Бутко, директор краевого центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Александр Петрынин, а также сотрудники и руководители епархиальных отделов.