Казачий Вестник

Казанская икона Божией Матери: на страже границ

Казанская икона Божией Матери: на страже границ

Фото: Хабаровская епархия

Храм в честь одной из самых почитаемых икон Божией Матери – Казанской – находится в приграничном селе Казакевичево, расположенном на четырёх пологих холмах горного хребта Хехцир. Оттуда можно увидеть, как в Амур впадает река Уссури, а со смотровой площадки открывается вид на Китай.

Казанская икона Божией Матери: на страже границ

Всё начиналось с казаков

– Нет ничего удивительного, что в честь Богородицы был построен храм на границе нашей Родины. Это Усердная Заступница нашего народа, на Нее люди уповали в самых сложных ситуациях, – говорит настоятель храма Казанской иконы Божией Матери села Казакевичево иерей Антоний Полоник.

Казаки несли здесь пограничную службу с 1858 года. Отбывали почтовую повинность, заготавливали дрова для пароходов, занимались земледелием и всякими промыслами – извозом, охотой, рыболовством.

Первоначально селение имело две улицы – Нижнюю и Верхнюю.

До 1917 года в Казакевичево находились таможня, станичное казачье правление, одноклассное начальное училище казачьего ведомства, фельдшерский и ветеринарные пункты и войсковая ветеринарная лаборатория, казармы, конюшни.

Православные храмы и часовни действовали здесь с основания поселения – часовни на Нижней улице и на сельском кладбище, церкви в честь святого Георгия Победоносца и Казанской иконы Божией Матери. В 1915-1916 годах была выстроена новая Усть-Уссурийская Казанская церковь (сгорела в 1921 году).

Церковь Георгия Победоносца постепенно стала мала для все прибывающего населения. Фактически уже к 1872 году она пришла в негодность.

Казанская икона Божией Матери: на страже границ

Сплав по Амуру

Интересными документами, проливающими свет на первые храмы села, являются «Прошение епископу Камчатскому, Курильскому и Благовещенскому от благочинного Уссурийских церквей священника Иоанна Петрологинова о награждении купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Сыромятникова, построившего в с. Казакевичево на собственные средства Кладбищенскую церковь, которая стоит около 3 тыс. рублей, 29.09.1872» и «Препроводительное письмо в Камчатскую духовную консисторию с сообщением о том, что недалеко от вновь построенной Кладбищенской церкви имеется другая, построенная прихожанами на собственные средства, без помощи казны, в первые годы жительства в новом краю, потому она же ненадежна», 31.01.1875»).

Если говорить о Казанском храме, любопытны документальные сведения от 1878 года – телеграмма в Благовещенск епископу Камчатскому, Курильскому, Благовещенскому Мартиниану из Казакевичево с просьбой освятить вновь построенную церковь. Телеграмма подписана капитаном Радвиловым, священником Илларионом Литвиневым и церковным старостой Новиковым.

Есть также рапорт Его Преосвященству Мартиниану от настоятеля Хабаровской Иннокентьевской церкви священника Александра Протодьяконова о выполнении распоряжения о вновь построенной церкви в селе Казакевичево, которая освящена во имя Божией Матери, именуемой Казанская. Представлен список служащих священников: Илларион Литвинев и временно заведующий Венюковским приходом, Удской и Никольской церквями Иоанн Попов.

Казанская икона Божией Матери: на страже границ

Возрождение веры и храма

Руководитель музея «Здесь России рубеж» села Казакевичево Наталья Милушова рассказывает историю иконы, пережившей царское время, революцию и советские годы и дождавшейся возрождения православной веры в пограничном селе.

– Тимофей Тимофеевич Зелинский долгие годы был старостой старого храма, который возвели в 1879 году, – говорит Наталья Милушова. – Потом случился пожар. Сам Тимофей Тимофеевич жил неподалеку от храма в сторожке и сумел вовремя остановить огонь. Во время антирелигиозной пропаганды в 1928 – 1930 годах церковь была окончательно разрушена, хотя фундамент оставался нетронутым еще долгое время. Приход продолжал существовать вплоть до 1934 года. Богослужения и требы совершались священником в домах прихожан, пока это было возможно. Спустя годы фундамент церкви был обнаружен. Приходилось расспрашивать стариков, что было на этом месте.

Иногда сами камни рассказывают истории. Вот и остатки фундамента могут поведать о былом.

 Итак, стены церкви были выложены в виде креста, в память о Кресте Господнем. Вход в нее, по канонам, находился с западной стороны. По фундаменту видно, что внутри здание делилось на три части. На западной стороне располагался притвор, где во время служб стояли кающиеся или оглашенные, то есть прихожане, желающие креститься, но еще не прошедшие Таинства Крещения. Здесь же стояли и те, кто опоздал на службу.

В передней части здания располагалась печь, которая отапливала довольно большую и просторную церковь. Еще одна печь находилась у задней стены церкви, она согревала служебные помещения.

Самая большая часть церкви – средняя. Там находилась большая часть молящихся. По сторонам располагались клиросы, возвышения для церковного хора. В центре на аналое в честь каждого церковного праздника выкладывалась соответствующая событию икона.

Далее располагался алтарь, который непременно отделялся от остального пространства церкви иконостасом. Он состоял из пяти рядов икон, а в первом ряду были сделаны центральные Царские Врата для выхода священника. По бокам – ворота для выхода диаконов. На церкви было установлено несколько колоколов, каждый из которых имел свое значение.

В колокола били по церковному расписанию: к заутрене, вечерне, в православные праздники и в случае пожара. Удары были разные, как и события, по которым они звучали.

Церковь в станице Казакевичево была освящена во имя Казанской иконы Божией Матери, являющейся покровительницей казачьего сословия, 6 декабря 1878 года.

Возвращение святыни

Казанская икона Божией Матери из старой церкви долгое время хранилась у ее старосты Тимофея Зелинского. Там она находилась, пока никого из Зелинских не осталось в живых. Директор дома культуры Лариса Соснина сохранила эту икону и принесла в музей на хранение.

– Нам удалось найти родственников Зелинского, с которыми договорились, что мы будем хранить образ, а с постройкой нового храма передадим его туда. До этого времени музей превратился в молитвенную комнату, – продолжает Наталья Милушова. – Иногда приходилось находиться здесь до позднего вечера, ожидая окончания богослужения или треб. Однажды батюшка Антоний покрестил здесь 44 человека за раз. Мы долго хранили икону Казанской Божией Матери здесь, в музее. Шутили, что непонятно, кто кого хранил: она музей или музей ее. Мы дали обещание, что икона будет обязательно передана в новую церковь, когда ее построят. Главным условием считалось передать образ Божией Матери «Казанская» в одноименную церковь. Мало кто верил, что это событие когда-либо произойдет. Но все же усилиями прихожан города Хабаровска, ближайших сел храм был успешно построен и освящен.

Реставраторы оставили оклад от старинной Казанской иконы Божией Матери в музее с новым ликом. А саму святыню в новом окладе, как и было обещано, передали в храм. Среди музейных экспонатов есть еще несколько сохранившихся небольших храмовых колокольчиков.

– На колоколах есть надпись о том, что их изготовил мастер Иван Митрофанов. К сожалению, все они без языков.

По сведениям, которые удалось собрать местным краеведам, храм был разрушен в марте и богослужение на Пасху в нем уже не служили. Это значит, что Крещенская служба наверняка стала тогда последней совершенной праздничной службой. Удивительно, что с нее же началась жизнь нового храма. 28 ноября 2020 года митрополит Хабаровский и Приамурский Артемий совершил освящение храма Казанской иконы Божией Матери села Казакевичево.

И в преддверии праздника краеведческий музей передал храму ту самую Казанскую икону, давно уже любимую и почитаемую в приходе.

В здании музея отец Антоний совершил молебен, после чего Наталья Милушова передала святыню батюшке.

Информационный отдел Хабаровской епархии