Фото: Вячеслав Реутов, Егор Тимошенко, Антон Шевченко
Особым гостем фестиваля «Арсеньев LIVE», который прошел в Хабаровске, стала группа «Пелагея». Коллектив начал выступление с песни Игоря Матвиенко и Александра Шаганова «Конь», а после подарил слушателям такие хиты казачьего фольклора как «Когда мы были на войне», «Казак», «Вишня» и другие.
Сибирячка Пелагея – основательница и солистка одноименной группы. В ее репертуаре – русские народные песни, романсы, авторские сочинения и казачьи мотивы.
Песня про коня
Пелагея – это не только редкий голос, но и зачаровывающая пластика движений. Обаяние певицы сразу очаровало ее поклонников. И в самом деле, что еще разительно отличает Пелагею и ее группу, так это умение чувствовать, сохранять традиции исполнения казачьих песен. И еще преподносить все это в новом современном формате звучания, тем самым очаровывая репертуаром и исполнением не только возрастную группу слушателей, но и молодежь.
– Мы собрали сегодня наши и ваши самые любимые песни и начали выступление с композиции – признания в любви нашей родине, – обратилась к гостям фестиваля солистка группы «Пелагея» Пелагея Телегина. – Пусть жизнь каждого из нас будет наполнена любовью и благодарностью к нашей с вами стране.
К слову, не все знают, что на сцену Пелагея начала выходить с четырех лет. И уже тогда это была тяга и неисчерпаемая любовь к народной песне, той самой, что до сих пор вызывает отклик в любом сердце и как ничто другое бередит русскую душу.
По сути, народный жанр и создал ту самую Пелагею, которую зритель знает, – позитив и красота в каждом жесте, жизнь и любовь в каждой песне, исполненной невероятно ярким, сильным, запоминающимся голосом.
Не зря Пелагея сразу нашла контакт с хабаровчанами, которые с энтузиазмом подпевали ей на особо ударных хитах, например на песне про коня.
Внимание на народную музыку
На празднике мы узнали мнение о фестивале хабаровчанки Светланы Точиловой.
– Я очарована выступлением Пелагеи, – отозвалась она. – Только и ждала ее выхода, из-за нее и на площадь пришла. Потрясло великолепное, потрясающе-искреннее исполнение позитивных песен в оригинальной аранжировке, много казачьих, наполненных глубоким смыслом, печальных и, наоборот, заводных, которые бередят наши русские души. Получила заряд бодрости и настроения не только на выходные, но и на год вперед. Да я ею и как женщиной восхищаюсь. Пелагея – это всегда красивые платья, это женственность в каждом движении, душевность. Кроме того, я еще и большая поклонница классической музыки. Одним словом, от фестиваля получила огромное наслаждение…
А теперь экспресс-интервью от героини фестиваля.
– Пелагея, у вас каждый раз такие разные творческие выступления, что прямо теряешься. Расскажите о музыкальном стиле и направлении вашей группы.
– Люди не привыкли, когда все держится на фольклоре, на этнической музыке, а сверху вот такие разные аранжировки, иногда даже разные жанры. Иногда это практически «а капелльная» история, а потом вдруг это рок, психоделика или какой-то андеграунд.
Я с самого раннего детства на сцене, и есть огромное количество мнений по поводу того, как я должна была применить свой голос. Кто-то считает, что я должна петь только романсы. Что они у меня получаются, а остальное – нет. Кто-то считает, что я должна петь только казачьи песни, причем желательно под баян и без микрофона. Кто-то считает, что с моим голосом народной музыкой я только гроблю себя и мне бы петь рок…
– А русские народные и казачьи песни?
– Я не просыпаюсь с такими мыслями утром, что, вот, поправляю кокошник – и тут же начну возрождать русскую культуру. Но я буду очень рада, если молодые девушки, в том числе и благодаря группе «Пелагея», обратят внимание на народную музыку, казачьи песни. К себе же я отношусь самокритично, и нет предпосылок, чтобы это изменилось в дальнейшем.
Прямая речь
Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев:
– Год назад на этой площади мы начали с вами новое и уникальное культурное событие для всего Дальнего Востока и всей России – фестиваль «Арсеньев LIVE», посвященный великому русскому офицеру, этнографу, исследователю, путешественнику Владимиру Клавдиевичу Арсеньеву. Он всей своей жизнью доказал, что служил Родине и людям. И мы не зря это нужное дело решили продолжить.
Министр культуры Хабаровского края Юрий Ермошкин:
– Благодаря поддержке и инициативе губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева мы планируем сделать фестиваль «Арсеньев LIVE» ежегодной и крупнейшей культурно-просветительской площадкой Дальнего Востока, которая познакомит жителей и гостей региона с биографиями выдающихся деятелей науки и культуры России разных эпох. Это такие же первопроходцы в разных сферах искусства, как и Владимир Клавдиевич Арсеньев, чье имя запечатлено в названии события.
Кстати
В нынешнем году фестиваль «Арсеньев LIVE» был посвящен 150-летию Сергея Рахманинова и Федора Шаляпина. В ходе его открылись многие неизвестные факты о жизни и творчестве артистов, зрители перенеслись в музыкальный мир гениального композитора, талантливого певца. Не случайно мероприятие началось с демонстрации фильма «Дон Кихот» 1933 года выпуска с Шаляпиным в главной роли.
Сразу после этого состоялся большой концерт, в котором приняли участие местные творческие таланты.
На сцене выступили лучшие танцевальные, хоровые и инструментальные коллективы. Их номера соединили в себе в яркую музыкальную историю нашего края.
Темы произведений, в основном классического жанра, перемежались с выступлениями гостей из столицы – пианиста Бориса Березовского и приглашенного солиста Большого театра солиста «Геликон-опера» Дмитрия Скорикова. В целом музыкальная программа была построена таким образом, чтобы в ней ярко отразились жизненные истории композитора и певца, был более доходчиво отслежен и донесен их путь к успеху и славе.
В роли рассказчика на этот раз выступил актер, режиссер и драматург Евгений Гришковец, примеривший на себя новое амплуа – мецената Саввы Мамонтова – и поведавший удивительную историю о творчестве и дружбе Сергея Рахманинова с Федором Шаляпиным.
Напомним, что Савва Мамонтов основал Московскую частную русскую оперу. При его поддержке широкая зрительская аудитория смогла познакомиться с мастерством Федора Шаляпина, солистом этого театра во второй половине 1890-х годов.
Ольга Гребенюк