Казачий Вестник

Певучий народ

Певучий народ

Фото: Театр народной песни дальневосточных казаков,

студия народного творчества «Елань»,

Илья Приходько,

Татьяна Давыденко, отдел образования Хабаровской епархии

На Большом отчетном войсковом круге Уссурийского войскового казачьего общества в Хабаровске 14 октября впервые выступил Театр народной песни дальневосточных казаков.

Со сцены Краевого Дворца Дружбы «Русь» мы могли лицезреть почти всю картину мира казаков, где, конечно, главную роль играет песня – песня протяжная, мужская (но не только!).

Мы слушали былинные, исторические, военно-бытовые, семейные, плясовые, хороводные, вечериночные и обрядовые мотивы. В этих песнях сохранились предания и память о подвигах предков – наших казаков, что точно и ярко смогли передать хабаровские артисты казачьего театра.

О том, что наиболее характерно для песенного казачьего фольклора, и почему песни не поют, а играют, рассказала художественный руководитель Театра народной песни дальневосточных казаков и студии народного творчества «Елань» преподаватель высшей категории Хабаровского краевого колледжа искусств Наталья Брызжина.

– Наталья Анатольевна, почему вы решили создать казачий театр?

– Как сказал наш губернатор, при казачьем обществе должен быть творческий коллектив, который будет поднимать воинский дух. Эту идею мы и воплощаем в жизнь.

Но полагаю, что казачья культура, которая на сегодняшний день возрождается с большим успехом и напором, должна замыкаться не только на воинское дело. Ведь без творчества, без песни и музыки казаки существовать не могут.

Я уже более 30 лет руковожу коллективом «Елань» и больше 20 лет работаю в Хабаровском колледже искусств. Занимаюсь не просто популяризацией русской культуры, а ее изучением. Много мы выпустили ребят.

На одном мероприятии нас увидели и говорят: «Вот бы нам такой коллектив!».

На основе нашего коллектива и сформировали состав нового Театра народной песни дальневосточных казаков.

– Почему театр, а не хор?

– Казачий хор – это немного устаревшее понятие. Хор – это не меньше 20 человек, которые встали и поют что-то такое мощное, монументальное. Мы ушли от этого понятия, потому что, как говорили сами казаки, песню не поют, ее играют.

А играют ее чем? И инструментами, и пластикой движения, и обрядовыми сценами, потому у нас именно театр, а не хор. Он создает на сцене действо, рассказывающее о казачьей культуре.

Передо мной стояла задача создать коллектив, который бы знакомил зрителей с историей казачества Дальнего Востока и опровергал бы шаблоны казачьей песни.

Как у всех культур и народов, у казаков есть большая история лирической песни, баллады, былины. И мне хотелось, чтобы наши земляки и гости, те, кто будут приходить на наши концерты, не только слышали, но и видели песню, знали ее и полюбили.

Не очень-то просто это сделать, потому что есть привычка: когда говорят в целом о народной песне, хотят видеть что-то плясовое, забавное, дивное. И это у казаков тоже было, и это тоже будет в репертуаре коллектива. Но казачья культура намного богаче и шире!

Певучий народ

– Ваш репертуар наполнен казачьими песнями, а откуда они пришли?

У меня в роду есть казаки, отец был с Дона, переселился на донецкую землю. Я чувствую казачью душу, она во мне… Наша история тоже мне близка…

И для меня важно, чтобы казаки были не символом ряженья, а занимали в культуре особое место – знакомили зрителей с той силой и духом, которые стали началом движения казаков на Дальний Восток. Ведь если бы не казаки на амурских сплавах и их большие патриархальные семьи, давшие жизнь этой территории, не было бы тех, кто сегодня населяет Дальний Восток и продолжает сохранять корни своих предков, строить будущее на отдаленном рубеже РФ.

– А с кого вы берете пример, может, с Кубанского казачьего хора? И у кого учитесь?

– По России много казачьих коллективов, которые занимаются не только сценическим, но и этнографическим искусством – фольклором.

Мы слушаем и Кубанский хор, и Государственный академический ансамбль песни и пляски донских казаков, мужской фольклорный ансамбль казачьей песни «Братина» из Санкт-Петербурга, фольклорный ансамбль «Читинская слобода» (Забайкалье), фольклорный ансамбль традиционной казачьей культуры «Майдан» (Новосибирск).

Они транслируют казачью культуру и поют казачьи песни. Играют и показывают на сцене замечательные действа.

Что касается казачьей культуры на Дальнем Востоке, то такого центра, где можно брать пример или научиться, у нас нет. И мы можем стать первыми, кто соберет и расскажет всё о казачьих традициях. И станет отправной точкой для всех последующих поколений, которые захотят научиться казачьей культуре.

Пока мы учимся сами…

Переселенцы на Дальний Восток были с Кубани, Волги, Дона, поэтому мы не делаем акцента на конкретные песни территорий, но центром будет Дон – донские казаки. Именно с Дона пошла казачья и славянская культура.

Мы много слушаем пения и других коллективов. На Дальнем Востоке – кладезь сценической культуры. Здесь очень много формировалось коллективов, которые пели и авторскую песню, и народную.

А Кубанский хор – это больше сценическая культура, хотя и у них внутри огромная песенная история, которая выходила из этнографии украинской культуры, как бы больно ни было сейчас нам это говорить.

– Когда и где можно будет увидеть Театр дальневосточных казаков?

Фрагменты из нашего концерта вы могли уже услышать и увидеть на круге Уссурийского казачьего войска. Также те, кто причастны к работе театра, стали участниками концерта к 85-летию Хабаровского края 20 октября. Совместно с ансамблем «Радость», балетной группой ансамбля ВВО и студентами Хабаровского колледжа искусств был представлен блок «Многая лета русской земле».

Ранее пробное выступление состоялось на юбилейном концерте ансамбля «Елань», куда мы включили блок казачьей песни. Еще раньше вместе с Гродековским музеем и «6ТВ» сняли передачу о традициях Дальнего Востока, где рассказывали о казачестве.

Наш Театр народной песни дальневосточных казаков официально организовался 11 апреля 2023 года. Времени на подготовку концерта у нас было немного. Важно другое – это казачье направление выделилось у нас в культуре. И в рамках этого проекта мы будем уделять огромное внимание казачьей манере пения, движениям.

Не всё сразу получается, не всё понимаем. Учиться тут было не у кого.

Конечно, если в будущем мы станем тесно сотрудничать с казачьим обществом, то хотелось бы, чтобы наши артисты-мужчины занимались и боевым искусством.

Чтобы они были казаками, а не артистами, которые называют себя казаками.

И у нас есть желание, чтобы этот коллектив был не любительским, а профессиональным и выдавал качественную культуру.

К нам недавно приезжал из Новосибирска замечательный педагог Сергей Германович Горбунов – атаман, есаул хутора Майдан Бердской линии Ново-Николаевского отдела Сибирского казачьего войска из Новосибирска. Он же – руководитель фольклорного ансамбля традиционной казачьей культуры «Майдан» и православной дружины Святого Пересвета и Осляби. А еще – руководитель Сибирского федерального округа по единоборству Древней Руси «Система», преподаватель по традиционной воинской культуре.

Так вот, он рассказал, что у них на занятиях артисты не только поют, но и изучают русский бой! И нам, конечно, тоже нужно соприкасаться с казачьей жизнью. Ездить на лошадях, знать, как это вообще правильно делается, потому что знаменитый кач в казачьих песнях пошел именно от скачки на лошади, и ноги казака – это конь.

Те люди, которые будут приходить в Театр дальневосточных казаков, должны обладать интересом к этой культуре и быть готовыми научиться, стать казаками, казачками и казачатами.

– Расскажите о перспективах развития казачьей песни.

– Мы сейчас поем, изучаем, вживаемся в казачью культуру.

А в перспективе мы подумаем, как объявить набор всех желающих, кто хочет заниматься в коллективе казачьего направления.

Студенты – это большая перспектива для казачьего театра. Они могут учиться и потом работать у нас.

Повторюсь, мне бы хотелось, чтобы коллектив заработал профессиональное звание, чтобы артисты могли получать зарплату. А пока мы собираемся два раза в неделю как любители.

У нас в коллективе люди или имеют вокальное образование, или его получают.

Хотелось бы пригласить мужчин, которые работают в военных музыкальных структурах, чтобы тоже к нам приходили.

Сейчас мы привлекли музыкантов, концертмейстеров, баянистов.

У нас три инструмента в театре, которые задействованы в работе: баян, гармонь и балалайка. Конечно, живую музыку и живое пение не заменишь фонограммой.

Еще мы пошили костюмы, акцент в постановках сделали на XX век, так, как здесь одевались девушки, женщины в прошлые времена. А дальше нам надо идти в образы уральской, забайкальской казачьих культур.

Нам важна поддержка министерства культуры края и Окружного казачьего общества Хабаровского края.

И конечно, наших любимых зрителей! Приходите к нам на концерты!

Константин Пронякин